Статьи

Становление современной российской адвокатуры 1989 – 2002 г.

Говоря о значимых правовых актах, определяющих положение адвокатуры в период становления современного российского института поверенных, необходимо отметить Положение об адвокатуре 1980 года, которое организационно разделяла адвокатов на коллегии. Высшим органом коллегии являлось общее собрание адвокатов, делегаты которого избирались из лиц, являющимися адвокатами в местных юридических консультациях. Собрание проводилось один раз в год и считалось правомочным, если на нём участвовало две третьих избранных адвокатов. На общем собрании рассматривали вопросы утверждения внутреннего трудового порядка в коллегии, сметы расходов и доходов коллегии, установление численного состава коллегии и определение стоимости труда адвокатов. Общее собрание избирало членов Президиума и Ревизионной комиссии. Президиум назначал руководителя структурного подразделения коллегии – заведующего юридической консультацией, который поручал адвокатам участвовать в процессуальных действиях по поручению следствия и суда. Договорные вопросы адвоката и клиентов, как правило, решались без вмешательства заведующего.

Вышеназванное Положение действовало до 2002 года, хотя и перестала отвечать к этому периоду требованиям развития адвокатуры. Так в положении не был закреплен принцип независимости адвокатов.

Минюст РСФСР в первую очередь заботилась о народных судьях, что в свою очередь вызывало неудовольствие адвокатов. По распоряжению Министерства юстиции в адвокаты принимались уволенные и недобросовестные работники суда и прокуратуры. Для адвокатов тех времен был установлен предельный уровень заработка, что также вызывало недовольствие большинства членов коллегий, которое повлияло на последующую отмену этого «потолка» заработка. Однако, при заработке адвоката более пятисот рублей в месяц, они были должны отчислять пятьдесят процентов в коллегию. В некоторых регионах было введено дотирование оплаты услуг адвокатов. Например, в некоторых северных районах адвокаты гарантировано получали двести – двести пятьдесят рублей из фонда коллегии.

В 1989 году адвокаты добились учреждения Союза адвокатов СССР. Адвокаты стремились к независимости о министерства юстиции, что противоречила концепции Закона об адвокатуре, которую продвигал действующий в то время министр юстиции Федоров. Он стремился к полному подчинению адвокатов государственному аппарату.  Но политика Федорова не была одобрена Верховным Советом. Назревала очередная реформа института адвокатуры. Основные положения, к которым стремились адвокаты, и которые нашли свое отражение в проекте закона об адвокатуре 1996 года, заключались в следующем:

- адвокатская деятельность должна быть регламентирована единственным законом;

- минюст не должен контролировать деятельность адвокатуры;

- коллегии адвокатов должны быть самоуправляемые организациями, в деятельность которых не должны вмешиваться государственные органы, а также коллеги не должны являться коммерческими организациями и должны иметь льготы по налогообложению;

- адвокаты должны иметь равные с трудящимися социальные гарантии и пенсии;

- адвокат не должен быть задержан и привлечен к уголовной ответственности без постановления прокурора области.

Но Закон об адвокатуре был отозван в первом чтении из Государственной думы президентом Б. Н. Ельциным в 1996 году.

Благодаря постановлению Конституционного суда от 28.01.1997 года юристы, не входящие в состав адвокатской коллегии, не могли принимать участие в уголовных процессах, что в свою очередь улучшило правовой институт судебных представителей.