– Все представлено на подпись, – такими словами в среду на прошлой неделе Лариса Брычева, помощник президента, руководитель государственно-правового управления его администрации, проанонсировала появление новых законопроектов, которыми проводится судебная реформа Владимира Путина. Вчера поздно вечером "четвертый пакет" был внесен в Госдуму. Он определяет правила работы арбитражных судов после ликцидации "головы" в этой системе.
Двойная кассация
Ключевой документ в новом пакете – поправки в Арбитражный процессуальный кодекс. И сбылись самые худшие опасения юристов: арбитражный процесс будет перестроен по кальке гражданского из общей юрисдикции. Для этого в АПК появятся 15 дополнительных статей – c 291.1 до 291.16, а глава 35 сменит название. Будет создана двухуровневая система кассационного обжалования: в арбитражных судах округов (приставка "федеральные" убирается), а затем в коллегии по экономическим спорам "единого" ВС. При этом порядок обжалования на первом этапе кассации останется прежним – для рассмотрения дела стороне достаточно будет отправить в суд кассационную жалобу с соблюдением сроков и требований к содержанию.
Второй этап кассации через сито экономической коллегии ВС смогут пройти уже не все желающие. Он будет похож на сегодняшний надзорный порядок обжалования в Президиуме ВАС: жалобу будет рассматривать судья высшей инстанции и решать, передавать ли его на рассмотрение коллегии или нет. Старший юрист адвокатского бюро "Линия права" Алексей Костоваров недоволен длительными сроками, которые отводятся на этот этап, – от двух до пяти месяцев, а срок рассмотрения дела коллегией составляет два месяца с даты вынесения определения о передаче. "Длительные сроки чреваты правовой неопределенностью", – говорит он. Сейчас, по его словам, срок рассмотрения дела составляет в среднем полтора года, а по новым правилам он вырастет как минимум наполовину.
С ним соглашается партнер юридической фирмы "ЮСТ" Александр Евдокимов. По его мнению, для сторон возникнет неопределенность с перспективами вынесения окончательного судебного акта по делу, так как увеличится протяженность судебного процесса. В целом, считает он, судопроизводство в арбитражном процессе усложнится. "Одним из недостатков гражданского процесса в кассационной инстанции является его усложненность, связанная с наличием двух кассационных инстанций, и вытекающая отсюда неочевидность в порядке исчисления сроков на подачу кассационной жалобы, на восстановление этих сроков. Регулирование этой стадии в гражданском процессе нельзя назвать проработанным, понятным и доступным для сторон, – рассуждает он. – Теперь все так же будет и в арбитражном процессе". По его мнению, АПК фактически воспримет в себя нормы из ГПК, касающиеся кассационной и надзорной стадии процесса. "Принцип единообразия механически распространяется и на стадии судебного процесса, которые до настоящего времени различались в гражданском и арбитражном процессе, – говорит Евдокимов. – Мне кажется, что арбитражный процесс в этом не нуждается: арбитражная система в этом плане проработана достаточно хорошо и серьезных нареканий не вызывала".
Из поправок в законодательство следует, что Суд по интеллектуальным правам точно сохранится.
Сверхполномочия председателя ВС и его замов
Надзорная инстанция в процессе по экономическим делам станет клоном кассации второго уровня, в частности, по правилам рассмотрения и срокам, которые отводятся ей на изучение документов. Их также будет предварительно изучать судья ВС, чтобы определить, передавать или нет в президиум, которому на рассмотрение дела будет отводиться два месяца. Одновременно глава ВС и его замы смогут поправить своего "младшего коллегу": они смогут не соглашаться с мнением судьи и самостоятельно отправлять дело на рассмотрение экономической коллегии.
Кроме того, они смогут это делать и в случае поступления жалоб заинтересованных лиц. Для этого будет готовиться "представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права".
"Без сомнения довольно странными выглядят сверхполномочия председателя ВС и его заместителя, которые, по сути, единолично приобретают возможность решать, какое дело достойно пересмотра в кассационном или надзорном порядке", – удивляется Костоваров из "Линии права".
Ограничение доступа к правосудию
Советник Путина, первый председатель ВАС Вениамин Яковлев говорил недавно, что задуманная реформа даст положительные результаты, если не будет ухудшен доступ к правосудию. Опрошенные "Право.Ru" юристы считают, что поправки в АПК имеют ровно противоположный эффект.
В надзорном порядке, согласно законопроекту, можно будет обжаловать только судебные акты экономической коллегии ВС и определение его апелляции, говорит Костоваров. Из этого, по его мнению, следует, что если при кассационном обжаловании второго уровня судьей ВС вынесено определение об отказе в передаче дела на рассмотрение коллегии, то обратиться с надзорной жалобой будет невозможно. "Де-факто второй уровень кассационного обжалования станет последней инстанцией, на которую могут рассчитывать стороны спора, так как до президиума ВС, очевидно, будут доходить единицы дел, свидетельством чему является существующая практика работы такого порядка в суде общей юрисдикции", – считает он.
С ним соглашается Евдокимов из "ЮСТа". "Мне кажется, что само правосудие отодвигается от сторон. Сейчас у стороны по арбитражному делу есть вполне реализуемая возможность в надзоре ВАС выступить перед коллегиальным президиумом, состоящим из авторитетных в этой области профессионалов, а на этом же этапе [в "едином" ВС] я буду выступать перед тройкой судей, что мало отличается от процесса в окружных арбитражных судах", – рассуждает он. Более того, напоминает Евдокимов, сейчас попасть в президиум действующего ВС по гражданскому делу на практике фактически невозможно: это своего рода Олимп, недоступный для простых смертных.
Плюс со знаком вопроса
Ответил Путин и на вопрос, что будет с толкованиями, выработанными Высшим арбитражным судом. Судьи, согласно законопроекту о корректировке АПК, будут вправе в своих решениях ссылаться на постановления Пленума и Президиума ВС и сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС. Костоваров из "Линии права" удивлен упоминанием в законопроекте постановлений Президимума ВАС. "[Это] выглядит странным, принимая во внимание, что они являются судебными актами по конкретным спорам", – рассуждает он. По его словам, можно предположить, что активная работа ВАС в последнее время "может не получить поддержки новым мегасудом".
У руководителя налоговой практики GoltsblatBLP Евгения Тимофеева другое мнение. "Отрадно, что есть специальное указание на необходимость применения позиций Президиума ВАС. Пока они сохраняют силу, что должно, видимо, означать, пока Верховный суд не скажет иное, не отменит прецедент новым прецедентным решением", – считает он.
Полномочий у арбитражных судей станет меньше
У арбитражных судов изымается право рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов – для этого в АПК упраздняется одноименная глава 23. Кроме того, арбитражные суды больше не смогут разбираться в спорах об оспаривании кадастровой стоимости, этим займутся их коллеги из судов общей юрисдикции областного звена.
Организационным обеспечением деятельности арбитражных судов, как и заявлялось ранее, займется Судебный департамент при ВС. При этом сами арбитражные суды, по сути, лишатся узаконенной возможности влиять на размер своего финансирования. Сейчас он "устанавливается ВАС с учетом мнения председателей арбитражных судов", а после вступления в силу предлагаемых Путиным изменений в закон об арбитражных судах этим будет заниматься ВС и только с учетом мнения своего Суддепа.
Не смог ВАС отстоять свой "Вестник Высшего арбитражного суда". Статья о нем вымарывается из закона. Аналогичная судьба и у статьи, которая гласила, что "арбитражные суды осуществляют в установленном порядке международные связи". Нет в документе и упоминания о Картотеке арбитражных дел, но все же достигнутые уровни электронного правосудия могут устоять. В поправках к АПК указывается, что участники разбирательства сохранят возможность подавать в суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда. При этом порядок этих действий будет определять "единый" ВС. Также сохранится возможность подавать в качестве письменных доказательств документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием интернета, а также документы, подписанные электронно или иным аналогом собственноручной подписи.
Источник: http://pravo.ru/review/view/102593/