Статьи

Появление предшественников адвокатов на Руси.

Говоря об истории происхождения и развития адвокатуры в России стоит уделить немного внимания зарождению этого института на Руси до появление революционного в своем роде «Учреждения судебных постановлений» 1864 года.

Действительно до второй половины XIX века законы очень кратко регулировали общественные отношения, связанные с представительством интересов других граждан в судебных органах. Так во время подготовки Учреждения 1864 года Государственная канцелярия так характеризовала действующее положение судебного представительства: «В настоящее время присяжные стряпчие находятся только при коммерческих судах; поверенными же по делам, производящимся в общих судебных местах, могут быть вообще все те, коим законом сие именно не воспрещено; к числу сих последних принадлежат: малолетние, духовные особы, монахи, чиновники, состоящие на службе, в тех местах, где они служат; люди, лишенные по суду доброго имени или подвергшиеся по суду телесному наказанию, и т.д.». В виду этого отношения масс и властьимущих к судебным представителям было не на высоком уровне. В литературе того времени даже сложился образ стряпчего в виде этакого пройдохи. Также хождением по судам занимались чиновники, которым запрещалось лишь представление интересов только в том ведомстве, в каком они работали.

В западном крае Российской империи лица, которые посвящали себя изучению адвокатского мастерства,  назывались аппликатами и готовились под чутким и профессиональным контролем опытных наставников – меценатов.

Углубляясь в более старые времена необходимо обратить внимание на Псковскую и Новгородскую судную грамоту XV века. Так по первой поверенные могли быть у стариков, монахов, женщин и инвалидов. Также поверенным запрещалось вести более одного дела в день. Новгородская разрешала пользоваться услугами поверенных всем без исключения и лично не являться в суд, что диктовалось развитием экономики данного региона и дефицитом времени у людей. Эти нормы нашли в дальнейшем свое отражение в судебниках 1497, 1550 годов, в Соборном уложении 1649 года.